Med-Practic
Посвящается выдающемуся педагогу Григору Шагяну

События

Анонс

У нас в гостях

Aктуальная тема

 

Врач и искусство

Грант Сапонджян

Грант Сапонджян

Наш гость – старший ординатор гинекологического отделения медицинского центра «Канакер-Зейтун», д. м. н. Грант Сапонджян, который на протяжении многих лет наряду со своей основной работой занимается также живописью.


— Сколько себя помню, как и все дети, пытался нарисовать виденное. Думаю, свою роль сыграл и наследственный фактор, поскольку дядя был художником, учился в училище им. Терлемезяна, однако, во время Великой Отечественной войны был призван и в 1943 г. скончался. Кроме того, близкий друг моего отца был учителем рисования и часто бывал у нас дома, показывал свои картины и взрастил во мне особое отношение к живописи. Со школьных лет имел тягу к графическому искусству: я иллюстрировал школьную газету, разные плакаты и другие подобные вещи.


Конкретно этот стиль проснулся во мне в студенческие годы. В то время мы проходили довольно неинтересные предметы, например, научный коммунизм, и именно во время таких лекций я начал рисовать. Сперва были даже не рисунки. Начал с дизайна рефератов, лишь затем перешёл к цельным изображениям.

 


Ваши картины довольно оригинальны. Напомните, к какому стилю или направлению они принадлежат?


— Честно говоря, даже не знаю, как можно назвать этот стиль. Мои картины основаны на графической технике, сочетании чёрного и белого. Но как можно это назвать, не знаю. Наверное, название – не суть, важны сами картины. Думаю, ни один художник заранее не думает, в каком жанре он творит. Рисует, как может, как хочет, а потом другие оценивают и классифицируют. Кстати, о чёрном и белом. Однажды пригласил довольно известного художника и показал свои работы. Мне было просто интересно выслушать стороннее, но профессиональное мнение. К моему удивлению, после просмотра работ, он предложил мне использовать синий, зелёный, красный и другие яркие цвета. Предложение было столь чуждо мне, что я решил – это будет первый и последний раз, когда я спрошу мнение профессионала. Считаю, что чёрный и белый – очень богатые цвета, и, по крайней мере, в моих картинах, они выражают всё то, что я хочу сказать. 


Что Вы рисуете в основном?


— И снова затрудняюсь ответить. Наверное, во всех моих работах есть какой-то общий, свободный сюжет, но он становится явным в процессе рисования.


А есть сюжеты, которые требуют более простого или более сложного решения?


— Есть. Например, при работе над одной картиной возникла задумка – изобразить Землю. Естественно, изобразить просто глобус было бы примитивно. Не знал, с чего начать. Потом возникла идея изобразить корни, затем – образ живительного огня. Невозможно передать несколькими словами, что я хотел сказать в каждой конкретной работе. В целом не считаю правильным, когда кто-то начинает объяснять, какую именно идею художник воплотил в данной картине. Нахожу, что нельзя задавать направление созерцающему картину: пусть каждый видит в ней то, что видит.  

 

 

Все Ваши картины подписаны, но нет названий…


— Подпись – это инициалы: мои, жены и сыновей. А названий картины не имеют. Да и подпись говорит, скорее, о том, что картина завершена. Пока не закончу, пока не получу то, что хотел, не подписываю.


Могла ли живопись быть Вашей основной профессией?

 

— Не думаю. Я очень люблю свою специальность, а художество – всего лишь хобби, которое не могло превратиться в профессию.


А медицина оставила след в Ваших картинах?

— Думаю, да. Знания и профессиональное мышление любого индивидуума непременно отражаются на его творчестве. Без сомнений, люди разных специальностей по-своему воспринимают мир, и по-своему изображают его.

 


И всё же, есть люди, чьё мнение для Вас значимо?


— Я уже сказал, нет. Для меня самое важное – моё мнение. Главное, чтобы я действительно смог воплотить ту идею, которую решил передать бумаге. А результат должен устраивать, в первую очередь, меня.


Когда Вы обычно рисуете?


— Много рисую, в основном, на дежурствах. Люблю рисовать и дома, на отдыхе, когда могу творить, лёжа на ковре.


Допускаете, что когда-нибудь перейдёте к живописи красками?


— Не думаю, поскольку уверен, что от этого пострадают мои картины. Я фотографирую, и в фотографии тоже предпочитаю чёрно-белые изображения. Участвовал в фотографической выставке, и в это время также использовал чёрно-белую плёнку.


А эти картины Вы представляли на какой-либо выставке?


— Нет, вернее, пока нет, потому что в последнее время часто об этом думаю. Может быть, этому способствует то, что знакомые постоянно предлагают мне устроить выставку. Наверное, когда-нибудь действительно представлю свои картины.


Выставки обычно сопровождаются продажей картин. В случае такого предложения, Вы согласитесь продать свои работы?


— Не думаю, что на мои работы будут настолько соблазнительные предложения, что я соглашусь расстаться с ними. Это очень трудно. Наверное, это легче профессиональным художникам, поскольку они изначально рисуют на продажу.


А Вы дарите картины?


— Нет, наверное, я ещё не пресытился периодическим созерцанием своих работ, что и мешает их дарению другим. Несмотря на то, что в доме уже нет места, они всё ещё мои. 


Люди рисуют, когда хотят создать нечто прекрасное. Другие смотрят картины, потому что тоже ценят красоту. Обе категории, прикасаясь к красоте, получают положительную энергию. Очень хочу, чтобы мои работы давали людям такие положительные заряды и как можно больше…

 

Автор. Ваге Тер-Минасян
Источник. РА – Журнал «Фармацевт практик» 6-7-2008 (13)
Информация. med-practic.com
Авторские права на статью (при отметке другого источника - электронной версии) принадлежат сайту www.med-practic.com
Loading...
Share |

Вопросы, ответы, комментарии

Читайте также

Левон Андраникович Чахарян – высококлассный хирург
Левон Андраникович Чахарян – высококлассный хирург

Человек, вот что меня интересует.
Человеческое лицо – величайшее творение природы, и оно для меня – неиссякаемый источник.
Амадео Модильяни

 

Рисовать – это удовольствие, великое удовольствие. Я люблю работать руками, по сути, хирургия – это и есть работа руками (по-гречески: хирургия – работа рук)...

Духовный мир врача-художника – Ашот Егоян
Духовный мир врача-художника – Ашот Егоян

— Удивительная вещь медицина, и трудно сказать, имеет она связь с искусством, или нет. Но если Булгаков, Шиллер, Конан Дойль, Чехов были врачами, значит, медицина действительно связана с искусством. И медицина, и искусство – это профессии, которые требуют самопожертвования. По мне, с точки зрения профессионализма, надо быть или врачом, или человеком искусства...

Один век… Одна жизнь…
Один век… Одна жизнь…

День от дня преображается Ереван. Для нового поколения это огромный город с высотными зданиями, бесчисленными рекламными щитами и разноцветными витринами, где только в редких переулках и тупичках можно обнаружить присущие старому Еревану строения. И речь идёт не только о маленьких, громоздящихся друг на друга домишках, но и о строениях, которые в своё время определяли архитектурный облик Еревана. Изо дня в день редеют и ряды старых ереванцев...

Врач и художник Павел Ананикян
Врач и художник Павел Ананикян

Наш гость – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки, председатель Армянской академии хирургических наук, академик Российской медицинско-технической академии, почётный член президиума Общества хирургов Армении, Павел Ананикян...

Врач и человек искусства Татевик Шагян
Врач и человек искусства Татевик Шагян

— Рисовать я любила всегда. Говоря всегда, я имею в виду - со школьных лет, когда я брала из библиотеки книги и пыталась копировать иллюстрации из них. Недавно в руки попало старое издание книги «Приключения Мюнхгаузена», которую я читала в детстве и из которой срисовала все картинки. Скажу, что когда листала книгу, во мне проснулись интересные воспоминания.


И какого качества получались эти срисовки?...

Врач и художник О. М. Манвелян
Врач и художник О. М. Манвелян

Очередным гостем нашей рубрики «Врач и искусство» стал заведующий кафедрой неврологии ЕрГМУ д.м.н. Ованес Морисович Манвелян. В ходе нашего интервью мы попытались выяснить, как можно сочетать жизнь и мировоззрение врача и художника.

 

— По моему глубокому убеждению (и эту мысль я всегда высказываю и моим студентам) врачи, пожалуй, единственные, кто не ограничивается только своей профессией...

Оганес Оганисян: врач-фотограф
Оганес Оганисян: врач-фотограф

Единственная роскошь на земле - роскошь человеческого общения.
Хочу представить врача-фотографа Оганеса Оганисяна, которого многие знают со студенческих времён, и чьи уникальные фотографии зачастую украшают наши страницы.

С какого возраста ты себя помнишь?...

Детские мечты иногда сбываются...
Детские мечты иногда сбываются...

Каким мы увидели и узнали кардиолога и художника, руководителя кардиологического Ценра аритмологии Смбата Джамаляна.

Как вы избрали профессию кардиолога?...

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ СТАТЬИ